Вчера шахматный клуб "Гамбит" на время превратился в фотосалон в г. Ленинграде, где Павел Валерьевич Белых провел для ребят занятие "Неизвестная блокада". Почему в фотосалоне? С 1930-х годов во всех фотосалонах страны использовали для фотосъемки деревянные аппараты- ФКД (советские крупноформатные фотоаппараты, предназначенные для павильонной съёмки). Сейчас ребятам, которым нужно только нажать на кнопочку на фотоаппарате или даже на телефоне и сделать сразу несколько снимков без всяких затрат и усилий, трудно представить, что раньше это был длительный и очень интересный процесс, а фотографы были сродни художникам.
В фотосалоны приходили как на праздник, семьями. Нужно было собрать всех членов семьи, одеться, прийти, подождать в очереди, расположиться в интерьере. Фотографы подсказывали, какую позу лучше занять, какое выражение лица сделать. Это была магия процесса подготовки, а потом магия обработки и появления фотографии. На эти старые студийные фотографии до сих пор приятно смотреть.
Благодаря этим снимкам, мы имеем возможность видеть наших предков и отпечатки давно прошедших событий. Например, счастливые довоенные фотографии ленинградцев... А дальше.., дальше голод, холод, болезни и героизм жителей блокадного города. Благодаря фотографам остались свидетельства великого подвига жителей и защитников города, а также злодеяния против человечества, которое сотворил фашизм.
Обо всем этом узнали юные шахматисты. Кроме этого, Павел Валерьевич рассказал об плане "Север" по блокированию северной столицы СССР, о цене хлеба, «Дороге жизни» и подвиге ленинградцев. А еще, ребята попробовали стать на минуточку фотографами и сделать фото на память при помощи этого старинного фотоаппарата.
Вторым необычным экспонатом давно минувших дней стала ленинградская радиотарелка 1935 года выпуска. В годы блокады радио играло в жизни города особую роль — оно не только поддерживало связь осаждённого Ленинграда с остальной страной, но и организовывало повседневную жизнь ленинградцев. Транслировались сообщения Совинформбюро, передачи «Слушай, фронт! Говорит Москва», звучали радиовыпуски газет, музыка и поэзия, передавались ленинградская хроника событий, новости культуры и искусства, зачитываемые по радио фронтовые письма заменяли не работавшую почту.
Ленинградское радио передавало сигналы воздушной тревоги и «отбоя», оповещения об артобстрелах, изменениях норм продуктов, инструкции о поведении при тревоге, противопожарной обороне, разведении огородов в городских скверах. В перерывах между передачами звучал метроном, определявший обстановку в городе: «Если радиопульс нормальный — 60 ударов в минуту — в городе всё спокойно, если учащённый — бомбёжка или артобстрел». В первые месяцы блокады на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей.
Ребята с интересом прислушивались к звукам радиоэфира, изучали метроном, удары которого называли «сердце Ленинграда». Занятие поэтому и называется "Неизвестная блокада", тогда не было мелочей, каждая вещь играла свою маленькую или большую роль в жизни людей блокадного города. Об этих, таких простых вещах с большим уважением от нас, потомков...